Взаимодействие с контрагентами

Взаимодействие с контрагентами

Контрагенты

Кто такой контрагент и как проверить его на благонадежность.

Контрагент — это любая сторона, которая присутствует при заключении договора. Соглашения, договоры, контракты — это необходимая повседневность в бизнесе. Поэтому стоит внимательно подходить к выбору каждого контрагента – это поможет не испортить свою деловую репутацию и убережет вас от неудач в бизнесе.

В статье рассматриваются самые важные моменты, которые помогут убедиться в надежности партнеров и избежать мошенничества с их стороны. Не забывайте применять эти знания на практике и ваш бизнес будет в безопасности.

Контрагентами друг для друга являются, например, заказчик и подрядчик или покупатель и продавец, или арендодатель и арендатор, то есть каждый участник сделки. Для оформления сделки, всегда заключается договор, участников которого называют сторонами.

Контрагент — это каждая из сторон договора, которая берет на себя определенные обязательства. Часто бывает, что в сделке участвует больше двух сторон и в данном случае каждый участник сделки будет контрагентом.

Контрагентом может быть, как юридическое лицо, так и физическое лицо со статусом ИП и без статуса ИП.  Очень важно при выборе контрагента проявлять должную осмотрительность.

Взаимодействие с контрагентами

Какие могут возникнуть риски при выборе ненадежного контрагента?

Если сделка совершается с недобросовестным партнером, неизбежны неприятности.

  1. Со стороны налоговой. Это отмена налоговых льгот, отказ в налоговых вычетах или доначисление налогов.
  2. Со стороны вашего обслуживающего банка. В этом случае банк обычно запрашивает дополнительные документы по сделке и ограничивает переводы со счета партнеру, вызвавшему подозрения банка. Какой контрагент может вызвать подозрения банка? Например, у вашего контрагента разрешенный вид деятельности производство хлебобулочных изделий, а вы заключаете с ним договор на ремонт автомобиля и хотите оплатить ему за услугу. Банку будет непонятно, что это за сделка и он точно запросит у вас дополнительные документы. Банк может усмотреть, что ваш контрагент занимается обналичиванием денег, и запретит переводить ему деньги.
  3. Еще одно последствие сделки с недобросовестным контрагентом — это потеря денег и затраты времени на судебные разбирательства в следствие нарушения контрагентом условий по договору. Например, контрагент не заплатит за работу, сорвет сроки или предоставит испорченный товар.

Как проверить контрагента на предмет его надежности?

Перед тем, как начать переговоры о сделке, следует тщательно собрать о будущем партнере подробную информацию, то есть проявить должную осмотрительность.

Для этого важно сделать несколько шагов:

  • Получите у контрагента правоустанавливающие документы
  • Скачайте выписку на сайте налоговой
  • Сверьте юридический адрес контрагента
  • Проверьте контрагента по реестру банкротов
  • Поищите партнера на сайте судебных приставов
  • Просмотрите судебные дела с участием партнера

Запрошенный пакет документов должен быть сразу предоставлен, если это благонадежный партнер, которому нечего скрывать. ИП должен предоставить копию паспорта, ОГРНИП, ИНН.

Для юридических лиц пакет документов состоит из ОГРН, ИНН, копии устава и протокола о назначении руководителя, копии паспорта руководителя. Также нужно запросить бухгалтерскую отчетность и данные о среднесписочной численности работников.

На сайте налоговой по названию компании, ФИО предпринимателя, ИНН, ОГРН или ОГРНИП можно узнать, действующий ли это бизнес или он уже закрыт, соответствует ли его разрешенный вид деятельности той деятельности, по которой планируется сделка.

Проверка фактического адреса контрагента поможет убедиться, что компания действительно существует и активно занимается своей деятельностью. А вот если контрагент скрывает свой настоящий адрес, стоит насторожиться.

Так же нужно проверить, не зарегистрированы ли по указанному адресу другие компании, настоящий адрес или фиктивный. Достоверность адреса можно сверить с выпиской из ЕГРЮЛ.

Проверьте контрагента в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Здесь надо понимать, если контрагент сам подаёт документы на банкротство, то скорее всего, он пытается избежать исполнения обязательств перед работающими с ним партнерами.

Если уже запущено конкурсное производство, то такой бизнес уже не имеет право заключать сделки, так как эта компания признана банкротом, а все ее обязательства и имущество передаются под контроль конкурсному управляющему.

Проверьте партнера на сайте Федеральной службы судебных приставов – это поможет узнать есть ли у потенциального партнера неоплаченные долги по проигранным судебным делам.

Поищите по ИНН или названию контрагента судебные дела с участием будущего партнера в картотеке арбитражных дел. Здесь важно знать, какая у контрагента роль: он ответчик или истец.

Если потенциальный контрагент чаще выступает в роли ответчика, то стоит насторожиться. Скорее всего, ваш потенциальный партнер часто нарушает договорные обязательства.

Если во время проверки вас насторожил хотя бы один пункт из вышеперечисленных, лучше отказаться от заключения сделки. Если все в порядке, то можно заключать договор, но при этом сохранив подтверждающие вашу проверку документы.

Это могут быть скриншоты из систем проверки контрагентов, запросы документов, протоколы и многое другое. Такие документы очень пригодятся при спорных ситуациях в суде.

Взаимодействие с контрагентами

Как заключить договор с контрагентом?

Если после проверки контрагента вы не нашли ничего подозрительного, можно оформлять договор по сделке.

Обязательные пункты для каждого договора:

  • Предмет договора
  • Обязанности сторон
  • Права сторон
  • Ответственность сторон
  • Форс-мажор
  • Реквизиты участников

Формы договоров, заключаемых между физическими и юридическими лицами, подразделяются на три основные категории:

  1. Имущественные или договора о сделках с имуществом. Регулируют права и обязанности, относящиеся к движимой и недвижимой собственности.
  2. Договоры подряда. Предусматривают сделки по выполнению определенных работ в течение установленного в договоре срока.
  3. Договоры об оказании услуг. В таких договорах не предусматривается создание материальных ценностей.

Так же договоры подразделяются на подгруппы:

  • Предварительный договор. Заключается перед подписанием основного договора.
  • Основной договор. Регламентирует все права и обязанности сторон.
  • Дополнительный договор (соглашение). Заключаются в дополнение к основному договору.
  • Рамочный договор. Определяет масштаб и границы соглашения.
  • Публичный договор. Заключение договора со всеми желающими на одинаковых условиях.
  • Непубличный договор. Договор с ограниченным кругом лиц.
  • Поименованный договор. Такой договор прямо предусмотрен в законодательстве страны, например, договор купли-продажи. А непоименованные договора никаких отсылок от законодательства не имеют.
  • Возмездный и безвозмездный договор. Возмездный договор предполагает обмен услуг, работ, материальных ценностей на деньги. Безвозмездный договор – это лишь односторонняя передача благ (например, дарение).
  • Простой договор. Содержит соглашение об одном конкретном предмете сделки.
  • Смешанный договор. Может содержать в себе множество различных сделок.
  • Консенсуальный договор. Договор, вступивший в силу с момента его подписания.

Во взаимодействии контрагентов существую следующие этапы:

  • Оферта. Сторона направляет другой стороне предложение о сотрудничестве с указанием основных точек взаимодействия.
  • Акцепт. Вторая сторона в случае согласия с предложенными условиями акцептует (принимает) оферту.
  • Подписание договора. Когда стороны приходят к общему согласию, они подписывают договор и становятся друг для друга контрагентами.

Расторжение договора.

В большинстве случаев, инициатором расторжения договора выступает лишь одна из сторон договора. При расторжении договора следует придерживаться установленного порядка действий:

  1. Инициатор расторжения договора отправляет своему контрагенту соответствующее предложение.
  2. Вторая сторона договора обязана ответить на него в установленный срок. Срок обычно составляет 30 дней. Форма ответа должна быть в одном из трех вариантов:
  • Извещение о согласии
  • Извещение о согласии, но с добавлением собственных условий
  • Извещение об отказе

Расчёты между контрагентами.

Контрагенты могут рассчитываться между собой разными способами. Это должно быть прописано в заключаемом договоре:

  1. Аванс или предоплата. В основном используется с целью убедиться в серьёзности намерений покупателя или потребителя услуг. Этот метод расчётов предполагает частичную или полную предоплату предмета договора.
  2. Оплата по факту. Это расчёт между контрагентами только после полного выполнения всех условий, указанных в договоре.
  3. Оплата в кредит. Это отсрочка расчётов по времени. При таких расчётах обычно устанавливается определенный лимит, после превышения которого поставка товаров или услуг по договору прекращается до момента погашения долга.

 Бухгалтерский учёт расчетов с контрагентами.

По факту подписанного договора начинается работа бухгалтера. В первую очередь, в учётную программу предприятия должна быть внесена вся информация по договору:

  • наименование контрагента
  • ИНН
  • ОГРН (ОГРНИП)
  • юридический адрес
  • контактная информация
  • банковские реквизиты

В задачу бухгалтера входит:

  1. Контроль за оформлением всей документации, необходимой для закрытия операций по договору – УПД, ТОРГ-12, акты выполненных услуг или работ.
  2. Проведение в учетной программе всех первичных документов по договору.
  3. Проведение платежей, согласно оговоренных в договоре сроков и способов расчетов.
  4. Проведение сверок взаиморасчетов с контрагентом по договору.

Бухгалтерский учет расчетов с контрагентами имеет важную роль в деятельности любой компании, и поэтому всегда должен производиться безошибочно и в строго установленный срок, так как от этого зависит бесперебойность хозяйственных процессов предприятия.

Узнать более подробно о том, как правильно провести первичные документы по договорам в учетной программе, сделать платежи и сверить взаиморасчеты с контрагентами можно, записавшись на консультацию бухгалтера.

Процветания вашему бизнесу!

 

Визитка

Добавить комментарий

Здравствуйте! Готова помочь. Пишите.